Ближайший офис

Краткая история английских (британских) школ-пансионов

Зарождение традиции школ-пансионов Англии

Первым предшественником классической школы-пансиона сейчас читается King’s School в Кентербери, Англия. Эта школа была основана в 597 году и длительное время оставалась закрытым религиозным учреждением. В King’s учащиеся жили очень обособленно от светского мира и после окончания учебного заведения должны были посвятить себя религиозной карьере. Жизнь была тут не сахар, ведь, кроме обедни и ежедневных поминальных молебнов, в день было 14 служб в школьной часовне!

King's была grammar school. Причем grammar school (гимназией) в буквальном смысле этого слова. Основным направлением изучения здесь была латинская грамматика, то есть официальный язык церкви. Хотя тут и боле еще несколько других предметов, но все они были предназначены исключительно для подготовки учащихся к будущей религиозной работе. Ни о каком «творческом мышлении» или «научной деятельности» и речи быть не могло!

King’s School 2

King’s School 1

Так что же изучали, помимо латыни? Была музыка для религиозных служб, астрономия и математика для составления и толкования церковного календаря, а также право для подготовки юношей к административным функциям в церкви.

Появление светского образования Британии

Как и King’s School, Eaton College можно назвать «благотворительной школой» в том смысле, что плата за обучение изначально не бралась. Итон был основан в 1440 году королем Генрихом VI. Эта школа для мальчиков была предназначена для предоставления бесплатного образования всего лишь семидесяти мальчикам.

Как писал сэр Генри Лайт (Sir Henry Lyte) в своём труде по истории Итона, опубликованном в 1877 году, «Итон отразил возрождение интереса к распространению знаний и начало движения за народное образование».

Появление Итонского колледжа важно и как поворотный момент в борьбе между религиозным и светским образованием. В средние века монастыри были основными центрами образования в Англии, но уже к концу средневековья их неэффективность стала очевидной. И дело было не в качестве образования! В обществе изменился взгляд на саму цель образования. Монастыри выпускали будущих религиозных лидеров, а основатели Итона хотели «снабжать университеты учеными»! А вот выпускники университетов должны были пополнять элиту армии, бизнеса и государственного управления.

итон -1

итон 2

Несмотря на такие нерелигиозные цели, жизнь в новых (не монастырских) школах по нынешним меркам может показаться поразительно монашеской. Студентов будили в 5 утра, они пели молитвы, а к 6 утра уже были на уроках. Уроки заканчивались в 8 часов вечера, и школярам было не до баловства – всем безумно хотелось спать…

Показательный факт о «почти монашеской» жизни в изначальном Итоне: у мальчиков было всего два приема пищи каждый день, кроме пятницы, когда их… вообще не кормили.

Школа времен Шекспира и Реформации

Когда Уильям Шекспир (если предположить, что он-таки был реальным человеком, годы жизни 1564 –1616) учился в King’s New School (Королевской Новой школе) в Стратфорде, школа была открыта для всех мальчиков. Платы за обучение не было. Единственным требованием для поступления было умение читать и писать.

stratford_upon_avons_guildhall_1

Вот как описывает ту школу наш современник Билл Брайсон:
«Ученики сидели на твердых деревянных скамейках с шести утра до пяти или шести вечеравсего лишь с двумя короткими перерывами для отдыха шесть дней в неделю. Большую часть года они едва ли видели дневной свет».
В то время эта школа считалась одной из лучших в стране! Там Шекспир выучил латинскую грамматику и риторику и… мало что еще. Как замечает язвительный Брайсон:
«Какую бы математику, историю или географию ни знал Шекспир, он почти наверняка изучал ее не в гимназии».

Меняется общество – меняются и школы… В 1534 году парламент принял «Акт о супрематии», и этот год считается началом Реформации в Англии. Во времена Реформации английские школы были выведены из-под власти церкви. Реформация же совпала с закатом феодализма и ростом национализма, зарождением Права и распространением печатных книг. Школы всё это отрази, как в зеркале: были приняты новые учебные программы. Результатом стало развитие в шестнадцатом веке образовательных программ, основанных на гуманизме.

Цель образования стала заключаться в том, чтобы подготовить свободных людей к активным ролям в общественной жизни. Впервые интенсивно преподавались такие предметы, как дебаты, уголовное право, логика. Математика и геометрия, которые когда-то преподавались для целей составления календарей, теперь преподавались также для инженерных целей и обслуживания гражданских сооружений. Такая учебная программа — гуманитарное образование, основанное на классических языках и литературе — сохранялась в Великобритании вплоть до XX века.

Школа в эпоху промышленной революции и эпохи империализма

По мере того, как Британия вступала в эпоху создания империи и бурного роста промышленности, продолжали развиваться и школы. К XVIII веку — в ответ на географический и экономический рост Британии — студенты стали изучать современные языки, политическое лидерство, военную теорию и торговлю.

Когда Томас Хьюз (Thomas Hughes) писал «Школьные дни Тома Брауна» (Tom Brown’s School Days) в 1830-х годах, он использовал Rugby School в качестве учебного заведения, которое современники сочли бы поразительно современным. Хьюз создал персонажей Тома и доктора Арнольда, чтобы проиллюстрировать свои замыслы о том, как жить «правильной» жизнью и, по аналогии с личностью, как построить великую нацию. Здесь были все классические элементы романа о школе-интернате: ученики, наставляющие друг друга, сильный и чуткий учитель, конечно же, спорт (куда без него в английской школе!) и, неизбежно… борьба со злом. С помощью друзей и совета доктора Арнольда Том побеждает школьного хулигана и сам становится наставником.

Rugby School 2


Rugby School 1

В XVIII и особенно XIX веке произошел значительный рост грамотности, распространения литературы и научных исследований. Школы тем временем становились все более светскими. Растет понимание того, как человек может мирно участвовать в жизни общества, и растет осознание силы независимого мышления.

В течение 1800-х годов школы-интернаты Англии укрепили связь с британским правящим классом, сменив религиозную направленность на… военную. Сыновья офицеров и многочисленных управленцев Империи посещали школы-интернаты, в то время как их родители выполняли политические и военные задания Короны за границей. В центре внимания самых привилегированных школ была дипломатия для высших классов и военная жизнь для людей класса чуть пониже. Хрестоматийный пример - знаменитый Редьярд Киплинг. Он учился в United Services College, в то время как его родители находились в Индии, о чем он написал в романе «Сталки и компания» . Как и сам Киплинг, Сталки получил образование, чтобы стать частью «имперской машины». В конце книги, только что получившего образование, Сталки показывают нам командующим войсками в Индии.
Школы-интернаты были частью костяка империи, обучая ее офицеров, высших священнослужителей, юристов и администраторов.

Бен Макинтайр, современный британский писатель, историк и обозреватель газеты The Times, писал так о спартанских условиях в школе Durnford School:
«Она олицетворяла странную британскую веру в плохую еду, много латыни и побои с раннего возраста». В школе не было свежих фруктов и туалетов с закрывающимися дверьми. Сегодня такое заведение было бы незаконным, но в 1925 году оно считалось "воспитательным".

Школьная практика того времени отражала распространенную веру в социальный дарвинизм — выживание сильнейших — и в то, что академическая, моральная и физическая сила достигается через испытания и невзгоды. Строгая дисциплина и дискомфорт считались необходимым опытом в процессе морального и физического развития. Члены королевской семьи тоже сталкивались с этим, а не только ученики из бедных семей. К счастью, в течение 20-го века все эти негативные традиции были отринуты, и положение кардинально улучшилось!

Читайте дополнительно по теме:
Традиции британских частных школ. Часть 1. «Итонский пристенок»
Традиции британских школ. Часть 2. Charterhouse, Harrow и Westminster School
Традиции британских школ. Часть 3.
Школы в Великобритании
Школы в Англии
Университеты Англии

ИНТЕРЕСУЕТ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ?
ПОСМОТРИТЕ НАШИ ВАРИАНТЫ
БРИТАНСКИХ ШКОЛ-ПАНСИОНОВ:

Есть вопросы?
Задайте их в форме обратной связи:

(предпочтительный способ связи - напишите свой телефон или имейл)
нажимая кнопку «отправить запрос», вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Telegram Students International
Whatsapp Students International
Оставить заявку
Запрос информации
Нажимая кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Выбрать город

Закрыть

Анкета на подбор программы

Подбор программы
моё образование:
интересующая программа:
интересующая страна:
Нажимая кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Подписаться на новости
Подписаться на новости
Нажимая кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Написать отзыв

Вы наш клиент? Поделитесь вашими впечатлениями с другими!

Написать отзыв
Нажимая кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Обратный звонок
Запрос информации
Нажимая кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Расчет в течение 30 минут!

 мне нужно будет оформить визу
 на момент обучения у меня будет действующая виза
Готовы рассмотреть и иные схожие варианты
Нажимая кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Анкета на подбор программы обучения

Заполняйте данные от имени потенциального студента

Подбор программы
моё образование:
интересующая программа:
интересующая страна:
Нажимая кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных